Немного о главном в образовании будущего, которое уже сегодня

(Эссе)

Это эссе является итоговой работой курса повышения квалификации по программе «Новые организационные решения и образовательные технологии в непрерывном образовании взрослых»

(#EdCrunch Томск 2-4 декабря 2020 г.)

Тезисы.

1 «Процессы глобализации – это разрушение разрозненного и создание единого центра тяжести»

2 «Уровень производства определяется уровнем конкурентно способных технологий. Чем выше уровень конкурентно способных технологии, тем выше уровень подготовки специалистов должен быть при их обслуживании».

3 Высокий уровень подготовки специалистов в высшей школе определяется уровнем образовательных технологий.

4 «Компетенция – это прежде всего составляющая заказчика, вокруг которой должен формироваться образовательный процесс».

Процессы глобализации, продиктованные экономическими интересами участников ведущих отраслей в мировой экономики, включают в себя, в первую очередь преобразование объектного мира, которое возможно только на основе единого интеллектуального пространства. Развитие этого процесса возможно по двум сценариям.

Во-первых, когда процессы глобализации протекают естественным образом, с учетом сложившихся особенностей экономической платформы участников процесса. Это путь не мотивированный и неосязаемый во времени для влиятельных участников процесса.

Во-вторых, путь качественного, скачкообразного перехода на единую экономическую платформу, с единым центром тяжести. Второй путь — это путь «срежиссированного» перехода в новое экономическое пространство всех участников процесса, а не только ведущих. Такой переход возможен на основе цифрового преобразования отношений во всех сферах деятельности. И эти преобразования должны нести гармонизированный характер, что возможно только в рамках искусственного интеллекта. На сегодня, серьезный шаг в этом направлении был уже сделан по интеграции криптовалюты в единое экономическое пространство, хотя и принято считать, что это децентрализованная категория.

Качество изменений объектного пространства определяется уровнем производства, уровнем конкурентно способных технологий. Чем выше уровень конкурентно способных технологии, тем выше уровень подготовки специалистов должен быть при их обслуживании. Так САПР является одним из объектов искусственного интеллекта, прочно вошедший в современные технологии, и не только на уровне проектирования физических объектов, но и на уровне проектирования их свойств – так называемые «цифровые двойники». Цифровые двойники позволяют сократить срок от проектирования до внедрения в десятки раз, при этом выигрывает и качество.

Современные цифровые технологии достигли того уровня, когда стало возможным говорить о широком интегрировании искусственного интеллекта во все области жизнедеятельности человека. В более узких и значимых областях науки и техники искусственный интеллект уже определил себя как реалии сегодняшнего дня.

Высоко технологичные цифровые технологии будущего будут требовать и специалистов высоко уровня, но уже, если это касается производства, не инженер-технологов или инженер-механиков, а аналитиков как в области технологического менеджмента, так и в области финансового менеджмента. Все технологии будут оцифрованы и входить в единую цифровую базу, роль аналитика будет состоять в том, чтобы сформулировать критерии и в рамках искусственного интеллекта получить доступ к цифровым технологиям по заявленным критериям.

Как видно из выше описанного, образовательному процессу отводится особая роль в подготовке специалистов, обученных в цифровой среде и способных эффективно работать в цифровой среде. Это требование может быть реализовано при особых условиях, так, например, в условиях пандемии, когда вступают в силу ограничения на контактное образование и наступает необходимость вести образовательный процесс в цифровой среде, т.е. в дистанционном режиме.

При переходе на дистанционные (цифровые) технологии образовательного процесса возникают технические вопросы, которые ранее решались методами очной формой образования. В первую очередь необходимо создать конструкцию образовательного процесса на основе классической образовательной технологии и web технологии, и уже в рамках этой конструкции качественно изменить содержание обеих составляющих.

Для работы в цифровой среде необходимо для каждого преподавателя создать «Автоматизированное рабочее место преподавателя» («АРМП»), которое будет определяться не только техническими средствами, но и, обязательно, программами по созданию интерактивных учебных модулей — Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate. Здесь же необходима не только аттестация АРМП, но и самого пользователя. В комплексе это может быть определено как виртуальный класс для дистанционного обучения. Сюда же включается и цифровой курс, с соответствующими оценочными показателями – компетенциями.

Компетенция – это прежде всего составляющая заказчика, вокруг которой должен формироваться образовательный процесс. Однако, «средний» заказчик, если его привлечь к формированию компетенций, будет их формулировать под свой уровень технологий, без учета передового опыта. Тогда как образовательный курс должен учитывать и передовой опыт в образовательном направлении и текущий уровень технологии заказчика.

Когда между компетенциями заказчика и образовательной программой будет установлено взаимно-однозначное соответствие, можно сказать что проект на 30 процентов состоялся. Остается привести в соответствие с компетенциями обучающегося. Поэтому, на мой взгляд компетенция – это фундаментальная, базовая часть электронного курса.

При реализации программы, мы компетенцию рассматриваем как «Знать», «Уметь», «Владеть». «Знать» – мы реализуем на лекционных занятиях. «Уметь» – на практических занятиях вести дискуссию на тему материала, полученного на лекционных занятиях. «Владеть» – на лабораторных занятиях овладеть основами практического навыка ведения технологии. В условиях дистанционного цифрового обучения при такой дифференциации возникают технические сложности.

Мне очень понравился термин – «Сквозная компетенция», т.е. ее содержание должно учитывать на каком образовательном уровне находится обучающийся. Это важный момент. Я смотрю на бакалавриат, как на подготовку линейного персонала – для производства это сопровождение уже внедренной технологии. Специалиста с уровнем образования магистра – я рассматриваю как технического специалиста способного внедрять новую технологию в производство. И если аспирантуру рассматривать как один из уровней образования, то специалист с таким уровнем подготовки должен обладать компетенциями, позволяющие ему успешно разрабатывать технологии, а дальше идет уже уровень разработки методологии.

На мой взгляд сквозные компетенции должны качественно расширяться в зависимости от уровня образовательной подготовки и определять содержание специальных компетенций в зависимости от направления подготовки и региональной составляющей.

И, наверное, самое важное, обучающийся в цифровом поле сам выбирает компетенции, которыми он должен овладеть в процессе обучения, которые определяют уровень его образования под требования, заявленные заказчиком.

Еще важные моменты, которые хотел бы отметить: «выживут» те направления подготовки, которые будут востребованы в цифровом формате; дистанционное образование, основанное на цифровых технологиях, сотрёт границы между очной и заочной формами обучения

Искусственный интеллект не вытеснит преподавателя из процесса обучения, а трансформирует его в новое качество, как «Дизайнер образовательного курса», который не просто пишет программу, а потом ее реализует в учебном процессе усреднив для аудитории обучающихся, а проектирует цифровое образовательное пространство с оценочной шкалой для одновременного обучения с разным уровнем подготовки обучающихся.

Или так